ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МЕСТО ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
1.1. Проблемы эффективности
Понятие рациональности, целесообразности, полезности, эффективности зародилось стихийно еще у ученых древности. Затем появились научные знания и научные дисциплины, которые суммировали предыдущий опыт человечества, изучались и передавались от поколения к поколению. Рождение математики, физики и технические достижения XVII-XVI1I в. предопределили зарождение термодинамики как надежной основы эффективности, появились учения о различных параметрах или критериях эффективности.
Возникла возможность научного прогнозирования процессов взаимодействия таких сложных структур, как природа + общество + техника (ПОТ). И человечество, жившее ранее в равновесии с природой, стало лавинообразно увеличиваться численно и совершенствоваться умственно (рис. 1), проходя серию революций, подчиняя (и одновременно разрушая) природу. Человек победил многие болезни, научился пользоваться новыми источ’никами энергии, стал быстро перемещаться по Земле, летать в атмосфере, освоил космические скорости н достиг Луны. Технология, наука и техника достигли такого уровня, что теперь решение многих еще не так давно сверхфантастнческнх проблем, например, путешествия во времени, достижения реального бессмертия, полета к пределам Вселенной и т. д. многим специалистам кажется вполне реальным. Однако вслед за этапом равновесия с природой н этапом ее покорения, наступил третий этап развития человечества, который можно назвать этапом конфликта с природой. В 1975 г. впервые за всю историю человечества мировое производство энергии, а тем более производство энергии в расчете на одного жителя Земли (рис. 2), достигло наивысшего значения (без учета потребления пнщи) н резко пошло
Распад СССР и bp, Zocubapcrt Энергетический крите Вторая мировая $ойни Пер&ам мировая ‘война. Техн и чесная революция Ре8ол.1? селбскон л-ве революция ‘в медицине Транспортная революц* Промышленная революи’. |
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
|
|
|
на убыль. В преддверии этой глобальной, т. е. общеземной катастрофы, в 1973 году разразился энергетический кризис, затронувший многие страны мира. Цены на пищевые (зерно) и промышленные (нефть) энергоресурсы резко повысились, а затем упали (рис. 3).
В обществе возникло беспокойство за будущее своих стран, национальных групповых интересов. Не зная причины кризиса и не владея современными знаниями, толпы людей, подогреваемые неумелыми и корыстными руководителями, только усугубили положение, приведя к развалу Советского Союза, Югославии, Чехословакии, поставив на грань между жизнью и умиранием вновь образованные «суверенные» государства.
Вопросы эффективности, методы ее оценки переросли потребности только лишь технических дисциплин и стали общественно необходимыми. Перед учеными, инженерами и политиками встал
Рис. 2 |
вопрос, как будет далее эволюционировать человечество (рис.1): то ли оно обречено на вымирание 1, либо на определенную стабилизацию численности 2, которая требует не снижения, а роста душевого энергопотребления, то ли все-таки возможен резкий прогресс, массовое заселение космоса, предсказанное еще К. Э. Циолковским 3, но для этого требуются время и ресурсы, и прежде всего энергетические. Как организовать космический транспорт, бесперебойно и экономично, с соблюдением экологических требований связывающий околоземные орбиты с Землей?
Казалось бы. частные проблемы эффективности летательных аппаратов (ЛА), определяемые совокупностью таких критериев, как тяговая эффективность, аэро газодинамическая эффективность, надежность, весовая (массовая) отдача, материалоемкость, технологичность, экологичность, энергетическая эффективность, обратимость (многоразовость, термодинамическая эффективность), универсальность, экономическая эффективность, перспективность (преемственность), социальная эффективность в современной ситуации приобретают глобальный смысл, общемировое значение.
Соответственно, исключительно важное значение приобретает и основная теплофизическая научная дисциплина — термодинамика, которую иногда именуют наукой об эффективности.